РУС БЕЛ ENG

Непрерывные олимпиады

Непрерывная олимпиада по химии

 

9 класс


Скачать

 

10 класс


Скачать

 

11 класс


Скачать

свернуть

Непрерывная олимпиада по физике

9 класс

1. После того, как  автобус проехал первую половину пути, он    попал в дорожную пробку . В результате его средняя скорость на второй половине пути в 8 раз меньше , чем на первой . Средняя скорость на всем пути равна 16 км/ч . Определите скорость автобуса на второй половине пути .     (2 балла)

2. Определите плотность материала, из которого изготовлен куб массой 800г. Площадь поверхности куба 150см2.               (4 балла)

3.  Электрический чайник имеет две обмотки. При включении одной из них вода закипает через t1=12 мин, при включении другой - через t2 =24мин. Через какое время закипит вода в чайнике, если включить обе обмотки параллельно? Теплообмен с воздухом не учитывать .      (6 баллов)

4. Два зеркала расположены взаимноперпендикулярно друг другу (см. рис.) Сколько изображений точки А дают эти зеркала? Постройте эти изображения 

1 I 

 I       • А

 I  ____________

                        2                                                        (8 баллов)

Как определить, какую долю объема песка занимают песчинки, а какую-воздух? Какое оборудование для этого потребуется?

(10 баллов)

 

10 класс

  1. В цилиндре под поршнем находится воздух. Вес поршня Р=60Н, площадь сечения цилиндра S0= 20 см2, атмосферное давление Р0 = 105Па. Груз, какого веса надо положить на поршень, чтобы объем воздуха в цилиндре уменьшился в два раза? Трение не учитывать, температура постоянная.
  2. В однородном магнитном поле с индукцией 4,9 Гпл горизонтально подвешен на двух петлях прямолинейный проводник массой 0,6 т. И длинной 0,3 м, по которому течет ток силой в 2 А. На какой угол от вертикали отклонится проводник, если линии индукции магнитного поля направлены вертикально вниз?

3. Человек четко видит предметы, находящиеся на расстоянии 0,2 м. Какие очки ему следует прописать, чтобы он мог любоваться звездами?

4.  Резиновую лодку надули утром, когда температура окружающего

воздуха составляла 70С. На сколько процентов увеличилось давление воздуха в лодке, если днем под лучами солнца он прогрелся до 30 С?

5.С вертолета, опускающегося равномерно со скоростью v1 = 2 м/с, с высоты h = 50 м сбросили пакет, который достиг поверхности Земли со скоростью v2 =: 8 м/с. Масса пакета равна m = 10 кг. Определите работу силы сопротивления воздуха, действующей на пакет.

6.Тело свободно падает с высоты h = 36 м. Разделите эту высоту на 3 части так, чтобы каждую из них тело проходило за одинаковое время.

7.Сколько необходимо сделать ходов поршня, чтобы насосом емкостью 0,5 л откачать воздух в колбе объемом 5 л от нормального р0 =100 кПа до р = 50 кПа?

8.Выдули мыльный пузырь. Некоторое время он поднимался, а потом стал опускаться. Почему?

свернуть

Непрерывная олимпиада по математике

5 класс

  1. Пассажир, едущий в железнодорожном вагоне, заметил, что встречный состав прошёл мимо окна за 9 с. Определите длину встречного поезда, если оба состава двигались со скоростью 50 км/ч
  2. В записи 888888888 расставьте между некоторыми цифрами знаки сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно 1000.
  3. В один сосуд входит 3 л, а в другой - 5 л. Как с помощью этих сосудов налить в кувшин 4 л воды из водопроводного крана?
  4. КРОНА + КРОНА +КРОНА ±.ФРАНК.
  5. Число 361*** делится на 9 и 13. Восстановите неизвестные цифры

5 класс

  1. Вычеркните в числе 4000538 пять цифр так, чтобы оставшееся число стало наибольшим.
  2. Для того чтобы разрезать металлическую балку на две части, нужно уплатить за работу 5000 рублей. Сколько будет стоить работа, если балку нужно разрезать на 10 частей?
  3. Парусник отправляется в плавание в понедельник в полдень. Плавание будет продолжаться 100 часов. Назовите день и час его возвращения в порт.
  4. Разбейте циферблат часов (см. рис. 1) с помощью отрезков на три части таким образом, чтобы сумма чисел в каждой из этих частей была одной и той же.
  5. На улице, став в кружок, беседуют четыре девочки: Аня, Валя, Галя, Надя. Девочка в зеленом платье (не Аня и не Валя) стоит между девочкой в голубом платье и Надей. Девочка в белом платье стоит между девочкой в розовом платье и Валей. Какое платье носит каждая из девочек?

 

6-10 класс


Скачать

свернуть

Непрерывная олимпиада по биологии

6 класс

Задание 1. Задание включает 10 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ. Около индекса выбранного ответа поставьте знак «+».

В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Старая клетка растения отличается от молодой тем, что в ней:

а)  много хлоропластов;

б) крупные вакуоли;

в)  ядро разрушено;

г)  нет вакуолей

2. К царству Растения не относится:

а) мох сфагнум;

б) папоротник орляк;

в) бледная поганка;

г)  одуванчик обыкновенный

3. По ситовидным трубкам в растении передвигаются:

а)  крахмал;

б) минеральные соли;

в)  сахар;

г)  вода

4. Все растения, от водорослей до покрытосеменных, состоят из:

а) тканей;

б) органов;

в) клеток;

г)  побегов

5. Луковица, в отличие от плода яблока, не имеет:

а) листьев; б)стебля;

в) семян;

г)  запаса органических веществ

6. В каком случае правильно показано место бактерий в экосистеме?

а) трава - мышь - сова - почвенные бактерии;

б) мышь - трава - почвенные бактерии - сова ;

в) почвенные бактерии - сова - мышь - трава

г)  мышь - почвенные бактерии - сова трава

7. Для наблюдения жизни микроскопических организмов был впервые использован
микроскоп:

а)  Р. Гуком;

б) АЛевенгуком;

в)  Аристотелем;

г)  Т. Шванном

8. Чем водоросли отличаются от высших растений?

а) их тело состоит из одинаковых клеток;

б) они распространены в водной среде;

в) в них происходит фотосинтез;

г)  они обитают в приливно-отливной зоне

9.  Торфяной мох сфагнум, в отличие от кукушкиного льна, имеет:

а) несколько коробочек на ножке;

б) стебель;

в) клетки с хлорофиллом;

г)  корни.

10. Для приготовления пшенной каши используют плоды:

а) пшеницы;

б) ржи;

в) ячменя;

г)  проса.

Задание 2. Задание включает 5 вопросов с несколькими вариантами ответа. Около индексов выбранных ответов поставьте знак «+». В случае исправлений знак «+» должен быть продублирован.

1. Условия, обеспечивающие бактериям процветания в природе:

а)  сложность внутреннего строения;

б) способность в фотосинтезу;

в)  простота внутреннего строения ;

г)  способность к быстрому размножению;

д) питание готовыми органическими веществами

2. Характерные особенности клеток грибов:

а) клетка не содержит хлоропластов;

б) питание автотрофное;

в) клеточная стенка состоит из хитина;

г)  эукариотическая клетка;

д) происходит фотосинтез

3. Какие процессы происходят при дыхании растений:

а)  поглощение кислорода;

б)  выделение энергии;

в)  поглощение воды;

г)  выделение углекислого газа;

д)  поглощение углекислого газа

4. Какие признаки характерны только для сфагновых мхов:

а)  ризоидов у взрослых форм нет;

б) не образуют болота;

в)  впитывает воду стеблями и листьями;

г)  на верхушке мха образуется коробочка на ножке;

д) листья состоят из мертвых и живых клеток;

5. Какие признаки характерны для лишайников:

а) медленный рост;

б) всасывание воды ризоидами;

в) наличие хитинового покрова;

г)  способность переносить пересыхание;

д) взаимодействие клеток водорослей и нитей гриба

Задание 3. Выберите правильные суждения. Напротив правильного суждения поставьте знак «+».

  1. Клубеньковые бактерии обогащают почву азотом.
  2. У мхов есть корни, стебли, корни.
  3. Уулотрикса кольцеобразный незамкнутый хромотофор.
  4. Пижма и череда - лекарственные растения.
  5. В черных шариках на концах грибницы мукора содержатся питательные вещества.

Задание 4. Установите соответствие между:

1. характеристикой клетки и царством организмов, которые имеют соответствующее

клеточное строение.

       Характеристика клетки                                                                                  Царство

  1. наличие хлоропластов   Б) ядро имеет оболочку                                       1) Бактерии
  2. наличие ядерного вещества                                                                       2) Растения

     Г) при неблагоприятных условиях образуют толстую клеточную оболочку

     Д) клеточная оболочка образована клетчаткой

2. грибом и типом его питания.

Гриб                                                                            Тип питания

А) дрожжи                                                                   1) паразиты

Б) мукор                                                                      2) сапрофиты

В)трутовик

Г) опята

Д)головня

7 класс

Задание 1

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько вариантов ответа; среди них только один - верный. Отметьте верный ответ, подчеркнув его.(КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ - 20)

1. Основной запасной углевод у растений - это:
а - клетчатка ;

б - крахмал; в - фруктоза; г - сахароза.

2. Живые клетки часто отсутствуют в растительных тканях:
а - покровной;

б - основной; в - механической; г - запасающей.

3. Малое количество жиров содержится в семенах
а - конопли;

б - льна;

в - гороха;

г - подсолнечника.

4. Корень выполняет функцию:
а - механическую;

б - всасывающую; в - проводящую; г - все эти функции.

5. У моркови имеется:
а - корнеклубень;

б - корневище; в - клубень; г - корнеплод.

6. Придаточные почки могут располагаться на:
а - междоузлиях;

б - корнях; в - листьях;

г - всех этих частях растения.

7. Клубень является видоизменением:
а - побега;

б - главного корня; в - бокового корня; г - придаточного корня.

8. Замыкающие клетки образуют:
а - устьица;

б - столбчатую ткань; в - губчатую ткань; г. проводящие пучки.

9. Черенок - это:

а - основание цветка;

б - стеблевидная часть листа;

в - основание плода;

г - отрезок любого вегетативного органа.

10. У насекомоопыляемых растений пыльца:

а - сухая;

б - клейкая; в - мелкая; г - легкая.

11. Двойное оплодотворение характерно для:
а - мхов;

б - папоротников; в - голосеменных; г - цветковых.

12. Много семян находится в плодах:
а - подсолнечника;

б - ржи; в - гороха;

г - всех этих растений.

13. Сочными плодами обладает:
а - горох;

б - редис;

в - рябина;

г - подсолнечник.

14. У водорослей не бывает:
а - стебля;

б - листьев;

в - корней;

г - всех этих органов.

15.      Ризоиды служат для:

а - всасывания питательных веществ; б - вегетативного размножения; в - прикрепления к субстрату; г - фотосинтеза.

16.  К мохообразным растениям относится:
а - ламинария;

б - олений мох;

в - сфагнум;

г - все эти растения.

17.  Споры у хвощей:
а - отсутствуют;

б - созревают на заростках;

в - созревают в колосках на верхушках побегов;

г - созревают на поверхности листьев.

18.  В бактериальной клетке отсутствует:
а - ядро;

б - митохондрии;

в - пластиды;

г - все эти органоиды.

19.  Споры бактерий наиболее уязвимы для:
а - кипячения;

б - замораживания; в - обезвоживания; г - ультрафиолетового излучения.

20.  Клетки грибницы снабжают организм лишайника:
а - водой и органическими веществами;

б - водой и минеральными веществам;

в - исключительно водой;

г - кислородом и углекислым газом.

Задание 2

Задание содержит вопросы, к каждому из которых даны несколько

вариантов ответа; среди них правильныхможет быть от нуля до пяти. Отметьте

верные ответы, подчеркнув их. (КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ -10)

1. У каких из нижеперечисленных растений соцветие - простой зонтик:

а - вишня; б - кукуруза; в - укроп; г - груша; д - рябина; е - чистотел; ж - одуванчик; з - морковь; и - лук.

2.  Основные признаки класса двудольных:
а - зародыш имеет обычно 2 семядоли;

б - листья всегда простые, жилкование параллельное и дуговое;

в - корневая система мочковатая;

г - корневая система обычно стержневая;

д - цветки обычно трёхчленные, околоцветник простой;

е - листья простые и сложные, жилкование перистое;

ж - цветки обычно пятичленные, чашечка и венчик хорошо выражены.

3.  Что общего между голосеменными и покрытосеменными растениями:
а - это высшие растения;

б - имеют корни стебли и листья;

в - есть цветки;

г - формируют семена;

д - образуют плоды;

е - закрытое положение семяпочки;

ж - есть тканевая дифференциация.

4.  Какие из перечисленных характеристик не соответствуют бактериям:
а - наличие рибосом;

б - размножаются путём непрямого деления; в - отсутствуют мембранные органоиды; г - имеют одну кольцевую молекулу ДНК; д - есть клеточная мембрана; е - имеют несколько пар хромосом.

5.  Какие из перечисленных грибов являются паразитами человека:

а - чага; б - сыроежка; в - головня; г - фитофтора; д - грибок кандида; е-пеницилл; ж - рыжик; з - аспергилл.

8 класс

1. Средой обитания насекомых является:

а)   вода;     б)     суша;     в)     почва;

г) ткани растений и животных; д) все перечисленные среды.

2. Отделы тела насекомых:

а) головогрудь и брюшко;     б) голова, грудь и брюшко;
в) не выражены;                     г) голова, туловище и хвост.

3. Усики у насекомых:

а) отсутствуют;             б) имеются две пары;

в)      имеется одна пара;     г) имеются только на личиночной стадии.

4. Ротовой аппарат насекомых может быть:

а) ітллзутцйм; б) сосущим, в) котседечюсущим; г) лижущим;

д)     встречаются все перечисленные.

5. Конечности у насекомых:

а) бегательные; б) прыгагельные; в) плавательные;

г) собирательные;    д) кроме перечисленных могут быть и другие.

  1. На груди у насекомых расположены: а) только конечности;     б) только крылья; в) конечности и крылья; г) органы чувств.
  2. Крылья насекомых — это:

а) видоизмененные конечности;     б)   видоизмененные усики; в)выросты спинной части грудных сегментов; г) выросты брюшка.

8. Крылья не развиваются у:

а) некоторых паразитических насекомых; б) личинок насекомых;
в) жуков;              г)клопов.

9. На брюшке насекомых развиваются:

а) яйцеклад;   б) конечности;   в) органы чувств;   г)жало.

10. Хитиновый покров насекомых:

а) служит наружным скелетом; б) защищает внутренние органы;

в) предохраняет от избыточного испарения;

г) выполняет все перечисленные функции.

11. Органы дыхания насекомых представлены:
а) жабрами;   б) трахеями;

в)легочными мешками;     г) трахейными жабрами.

12. Слюнные железы насекомых могут выделять:

а) пищеварительные ферменты;     б) маточное молочко;
в) шелковину;                   г)все перечисленное.

13. Выделительная система образована:

а) выделительными железами; б)мальпигиевыми сосудами; в) выделительными канальцами;     г)    почками.

14. Сердце у насекомых имеет вид:

а) пятиугольного мешочка;    б) утолщенных сосудов;

в) трубчатого сосуда, разделенного на камеры; г) предсердия и желудочка

15. Надглоточный ганглий насекомых часто называют мозгом, так как он:

а) сложный, образован слиянием многих ганглиев;

б) определяет сложное поведение насекомых;

в) регулирует работу многочисленных органов чувств;

г) по всем выше названным причинам,

16.         Органами зрения у насекомых являются:

а) только сложные глаза;      б) только простые глазки; в)могут быть и сложные и простые глаза; г)усики

17.         Работа о потомстве у насекомых проявляется в:

а) поиске мест для откладки яиц и развития будущих личинок;

б) создании для личинок запаса пиши;

в) развитии с превращениями;    г) наличии самцов и самок.

18.         Стадии развития насекомых с полным превращением:
а) яйцо; б) личинка; в) куколка; г) взрослое насекомое.

  1. Стадии развития насекомых с неполным превращением:

а) яйцо; б) личинка; в) куколка; г) взрослое насекомое.

  1. Признаки отряда Стрекоз:

а) грызущий ротовой аппарат;

б)   сложные фасеточные глаза занимают большую часть головы;

в) у личинок нижняя губа превращена в ловчий аппарат — «маску»;

г) передняя пара крыльев превращена в жесткие надкрылья.

21.         Признаки отрада Прямокрылые:

а) грызущий ротовой аппарат

б) кожистые передние и веерообразные задние крылья с продольными
жилками;    в) отделы тела: голова, грудь, брюшко

г) развитие е неполным превращением

22.         Признаки отряда Равнокрылые:

а) членистые ноги: б) колюще-сосущий ротовой аппарат

в) две пары одинаковых перепончатых крыльев

г) хитиновый покров

23.         Признаки отрада Клопы:

а) у передних крыльев основание плотное, а вершина - перепончатая;

б) сложные фасеточные глаза

в) особые железы, выделяющие секрет с резким специфическим
запахом;                             г) наличие усиков;

24.         Признаки отряда Жесткокрылые

а) передние крылья превращены в жесткие надкрылья

б) развитие с полным превращением

в) грызущий ротовой аппарат              г) растительноядные.

25.         Признаки отряда Чешуекрылые:

а) хитиновый покров;    б) две пары крыльев, покрытых чешуйками

 в) сосущий ротовой аппарат       г) яйцеклад превращается в жало

26.         Признаки отряда Перепончатокрылые

а) две пары перепончатых крыльев

б) грызущий или лакающий ротовой аппарат

в)     в   отряде   имеются   общественные   насекомые

г) личинки называются гусеницами

27.         Признаки отряда Двукрылые:

а)     сохранилась  передняя  пара  крыльев,   которая
превратилась в жужжальца

б) в отряде есть вредители растений;

в) ротовой аппарат колюще-сосущий, сосущий или лижущий;

г)  членистые ноги.

28.         Роль насекомых в природе:

а) опыляют растения;   б) участвуют в почвообразовании;

в) служат пищей другим животным; г) выполняют санитарную роль;

д) осуществляют все перечисленное.

29.         Самая крупная пчела в семье — это:

а) матка; б)трутни; в) рабочая пчела;   г) личинка.

30.         Собирательный аппарат рабочей пчелы включает в себя:

а) обножку; б) корзиночку; в) щеточку;   г)  пергу.

31.         Жало рабочей пчелы — это:

а) видоизмененные конечности; б) часть ротового аппарата;

 в) видоизмененный яйцеклад;    в) заостренная часть брюшка.

32.         Молодые матки развиваются из личинок, которые
выкармливаются:

а) смесью меда и пыльцы; б) маточным молочком;

в) первые три дня маточным молочком, а затем пергой;

г) только медом.

33. К одомашненным насекомым относятся:

а) мухи; б) муравьи;  в) тутовый шелкопряд;  г) тараканы.

34. Рыжие лесные муравьи — полезные насекомые, так как они:

а) уничтожают многих вредных насекомых;

б)           обеспечивают вентиляцию почвы и обогащение ее перегноем;

в) распространяют семена некоторых растений;

г) выполняют все перечисленное.

35. Наездники и яйцееды являются особой группой, так как они:

а) общественные насекомые;

б)           откладывают яйца в яйца личинок и куколок вредных насекомых;

в) у них развитие с полным превращением;

г) их представителей используют для биологической борьбы со многими
вредителями.

36. Азиатская перелетная саранча опасна тем, что:

а) встречается на юге Беларуси;

б)     откладывает яйца в почву во второй половине лета;

в) личинки питаются тростником;

г) может полностью уничтожить посевы зерновых и других культур.

37. Вредителями капусты являются:

а) клоп — вредная черепашка;       б) капустная совка; в) капустная белянка;    г) репница.

38. Развитие и питание личинок колорадского жука продолжается весь
сезон, потому что:

а) в яйцекладке жука по 25—30-яиц; б) жуки зимуют в лесной подстйлі

в) весной жуки выходят из почвы не одновременно;

г) личинки трижды линяют.

39. О наличии тли в саду можно догадаться по:

а)  усыханию и деформации, листьев;

б) нарушению нормального питания и развития растений;

в)  образованию галлов и скручиванию листьев;

г)  всем перечисленным признакам.

40.         Если в плодовом саду бутоны цветков не распускаются, это
последствия жизнедеятельности:

а) яблонной моли; б) яблонного цветоеда; в) яблонной плодожорки; г) тли.

  1. Если плоды яблони червивые, это последствия жизнедеятельности:

 а) яблонной моли; б) яблонного цветоеда; в) яблонной плодожорки; г) тли.

42. Если группы листьев оплетены паутиной, образуя «гнезда», это последствия жизнедеятельности:

а) яблонной моли; б) яблонного цветоеда; в)яблонной плодожорки; г) тли.

43.         Активно объедают хвою сосны личинки:

а) кольчатого коконопряда; б)     сосновой пяденицы; в)соснового коконопряда; г) непарного шелкопряда.

44.         Могут повреждать деревянные постройки и мебель личинки:

а) майских жуков; б) дровосеков; в) короедов; г) хрущей.

45.         Синантропными называют насекомых:

а) одомашненных; б) обитающих в жилище человека или рядом с ним;

б) переносчиков заболеваний; г) широко распространенных по земному ша]

 

9 класс

  1. Какой тип клеток мог бы предоставить наилучшую возможность для изучения лизосом?
  2. Какие   структуры   являются   общими   для   животной   и растительной клеток?
  3. В виде каких соединений в животных клетках запасается избыток питательных веществ?
  4. Какую роль в организме играют отмершие клетки?
  5. На какой стадии клеточного цикла можно наблюдать ядрышки?
  6. В какие периоды жизнедеятельности клетки хромосомы можно увидеть в ядре и вне его?
  7. В каких тканях объем межклеточного вещества больше объема клеток?

     8.Какие клетки входят в состав рыхлой волокнистой соединительной      ткани?

     9.   Как вы думаете, почему в организме женщины воды в среднем меньше, чем  в организме                                    мужчины?
     10. Какие ткани человека участвуют в заживлении ран? Благодаря каким   процессам  это   происходит?

     11. Почему ткани, пересаженные от одного человека другому, часто не приживаются?

  1. Как вы думаете, в каких органах и тканях человеческого организма количество капилляров на единицу поверхности наибольшее?  Почему?

  2. Различаются ли темпы деления клеток в разных органах и тканях тела    человека?

    14. В физиологии широко используются термины «функциональные системы органов» и «системы органов». В               чем их  смысловое   отличие?

   15. Железы внутренней секреции традиционно относятся к эндокринной  системе.  Насколько   это            справедливо?

  1. Можно ли рассматривать выделительную систему как аппарат органов?
  2. Нарушение работы какой системы незначительно отразится на деятельности организма, но может привести к снижению численности  вида?
свернуть

Непрерывная олимпиада по английскому языку

5 класс


Скачать

 

6 класс


Скачать

 

7 класс


Скачать

 

8 класс


Скачать

 

9 класс


Скачать

свернуть

Непрерывная олимпиада по немецкому языку

5 класс


Скачать

 

6 класс


Скачать

 

7 класс


Скачать

 

8 класс


Скачать

свернуть

Непрерывная олимпиада по информатике

5-6 класс

1.  Установите правильную последовательность действий в алгоритме:

1. вынуть флешку из разъема.

2. проверить содержимое флешки на вирусы;

3. вставить флешку в компьютер;

4. остановить работу флешки;

5. скачать нужный файл;

1) 3-5-2-4-1; 2) 2-3-5-1-4; 3) 5-3-2-4-1; 4) 3-2-5-4-1;

2.  Из названных ниже у каждого своя одна любимая игра. В какую компьютерную игру любит играть Веня, если известно, что Алина, Маша и Веня не любят играть в игры с насилием. Алина увлекается математикой и любит математические игры. Маша любит играть в аркадные игры.

     1) GTA, 2) Знайка Всезнайка, 3) Need For Speed; 4) Математикус.

3.  На уроке информатики ребята в разное время закончили выполнение самостоятельной работы. Известно, что Марат закончил работу раньше Оли, Толя раньше Светы, а Вова раньше Марата, но позже Светы. Кто закончил работу первым?

     1) Марат; 2) Света; 3) Вова; 4) Толя.

4.  Это слово состоит из двух частей: 1) приставка, означающее что-то очень маленькое и 2) то, что находится на рисунке на заднем плане. А вместе получилось:

1) устройство печати; 2) устройство ввода информации;

3) устройство для записи звуковой информации;

4) устройство для видеозахвата.

5.  Самый популярный язык программирования для детей Лого разработал Сеймур Пейперт (на рисунке). Команды – это количество шагов и направление движения Черепашки. Например, вп 10 – вперед на 10 шагов, нз 5 – назад на 5 шагов, пр 90- поворот направо на 90о. Была написана программа: вп 10 пр 90 вп 20 пр 90 вп 20 пр 45 вп 20 пр 315 вп 20 пр 270 вп 20 пр 270 вп 10.

Какой след оставит Черепашка?

6. Слэш - это:

1) название символа " $ ";

2) жаргонное название разъёма расширения на материнской плате компьютера;

3) название символа " / ";

4) устройство компьютера.

7. Кегль - это:

1) точечный столбик, который надо сбить катящимся шаром (правильное название - кегля);

2) название символа "~";

3) размер шрифта;

4) атрибут шрифта.

8. Резидентная программа:

1) стартует сразу же при запуске компьютера;

2) постоянно находится в оперативной памяти;

3) вскрывает засекреченные файлы;

 4) перехватывает резидентные вирусы

7-8 класс

1. Эта клавиша на клавиатуре компьютера служила для изменения поведения клавиш курсора. Когда режим включён, клавиши курсора выполняли функцию передвижения экрана (вверх, вниз, влево, вправо), а когда отключён — изменения положения курсора. Обычно индикацией включения режима служит один из трёх светодиодов на клавиатуре. Речь идет о клавише:

1) NumLock                           2) CapsLock

3) ScrollLock                         4) SysRq

 

2. Исполнитель подготовил мультфильм в конструкторе мультфильмов. Чтобы показать его друзьям, он сохранил его в формате avi. Какая программа не сможет открыть файл для демонстрации мультфильма

1) VLC media player

2) Проигрыватель Windows Media

3) Microsoft Office PowerPoint;          4) DivX Player

3. Можно сказать, что дерево является структурой:

1) реляционной;                  2) сетевой;          3) иерархической;                4) деревянной.

4. Мультимедиа - это:

1) Устройство, осуществляющее умножение;

2) Аппаратные и программные средства, обеспечивающие объединение на компьютере текста, графики, анимации и звука;

3) Мультипликационный фильм.

5. Провайдер - это:

1) Второе название программы "Проводник" ОС Windows'95.

2) Фирма, предоставляющая услуги по пользованию Интернетом;

3) Фирма, осуществляющая ремонт компьютеров.

 

6. Истинность двух высказываний: «гонщик А участвует в ралли, а гонщик В не участвует в ралли» и «из двух гонщиков В и С участвует в ралли только один» означает участие в ралли гонщиков:

1) А,В,С;                                           2) В,С;

3) А,В;                                               4) А,С.

7. Skype – это

1) система поддержки видеообщения в сети;

2) почтовый сервер;

3) браузер;                       4) система мультиконференций.

8. В отношении "общее - частное" не находятся понятия:

1) самолет - Боинг;

2) лекарство - аспирин;

3) механизм - весы;

4) книжный шкаф – книга.

 

9.  Подружки Света, Оля, Нина и Катя умеют работать только в одном графическом редакторе: Paint, CorelDraw, Flash и PhotoShop. Свете очень нравится создавать мультфильмы, а Оля любит работать с векторной графикой. Катя еще маленькая и умеет работать только в самом простом из этих редакторов. В каком редакторе умеет работать Нина?

1) Paint; 2) CorelDraw; 3) Flash; 4) PhotoShop.

10. Неожиданно осветилась стена над камином, и Золушка увидела следующую надпись: «ФПТЗСЯЛЫЬЪД СТУДЛЫЙЗ». Помоги ей прочитать сообщение, если известно, что для его составления использовались 33 буквы, а само сообщение было искажено при прохождении через волшебный канал передачи информации одинаковым способом для каждой буквы.

1) МАЛЕНЬКИЙ  ВОЛШЕБНИК;

2) ХРУСТАЛЬНАЯ   КАРЕТА;

3) ПРИГОТОВЬСЯ ЗОЛУШКА;

4) ХРУСТАЛЬНЫЕ ТУФЕЛЬКИ;

9-11 класс

1. HTML – это …

1) программа просмотра WWW – документов;

2) прикладная программа;

3) язык разметки гипертекстов;

4) протокол взаимодействия клиент – сервер.

2. Выберите пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение "объект-модель":

1) сеть Интернет - список узлов сети;

2) Интернет - список разорившихся банков за последние два месяца;

3) фотография А.А. Иванова - картина "Явление Христа народу";

4) Всемирная история - биография Наполеона.

3. Это устройство Дуглас Карл Энгельбарт (Douglas Carl Engelbart) из Стэнфордского исследовательского института изобрел в 1964 г., а в 1970 г. получил на него патент, назвав устройство «индикатор координат x и y для дисплейной системы». Сегодня трудно представить себе работу за компьютером без этого устройства, но называем мы его:

1) клавиатура; 2) мышь; 3) монитор; 4) блок питания.

4. Они бывают: барабанные, ромашковые (лепестковые), шаровые, гусеничные, цепные, телетайпные, термические. Речь идет о:

1) мониторах; 2) компьютерных мышах; 3) сканерах; 4) принтерах.

5. Друзья Коля, Валя, Саша и Яна знают по одному языку программирования: HTML, Pascal, VBA и Prolog. Саша не умеет работать с языками структурного программирования. Валя любит разрабатывать сайты. Коля всегда увлекался написанием макросов. Какой язык программирования знает Яна?

1) HTML; 2) Pascal; 3) VBA; 4) Prolog.

6. Какие действия надо выполнить, чтобы КАЛЬКУЛЯТОР находился в Меню ПУСК?

1) запустить КАЛЬКУЛЯТОР и через контекстное меню выбрать «Закрепить в меню Пуск»;

2) выбрать ПУСК-ВСЕ ПРОГРАММЫ-СТАНДАРТНЫЕ-КАЛЬКУЛЯТОР и через контекстное меню выбрать «Закрепить в меню Пуск»;

3) в меню ПУСК через контекстное меню выбрать «Закрепить в меню Пуск»;

4) через программу Exсel выбрать КАЛЬКУЛЯТОР и через контекстное меню выбрать «Закрепить в меню Пуск».

7. Продолжи ряд носителей текстовой информации:

Папирус → Книга рукописная → Книга печатная →

1) телевизор; 2) радио; 3) сайт в Интернете; 4) видеомагнитофон.

7. Ниже названы фирмы – наиболее известные на сегодня производители принтеров, но одна указана неверно. Какая?

1) Adobe; 2) Canon; 3) Epson; 4) Hewlett-Packard.

8. Эта технология появилась в 1938 году. Честер Карлсон изобрёл способ печати, названный электрография, а затем переименованный в ксерографию. Принцип технологии заключался в следующем. По поверхности фотобарабана коротроном (скоротроном) заряда, либо валом заряда равномерно распределяется статический заряд, после этого светодиодным лазером (либо светодиодной линейкой) на фотобарабане снимается заряд, — тем самым на поверхность барабана помещается скрытое изображение. Далее на фотобарабан наносится тонер. Тонер притягивается к разряженным участкам поверхности фотобарабана, сохранившей скрытое изображение. После этого фотобарабан прокатывается по бумаге, и тонер переносится на бумагу коротроном переноса, либо валом переноса. После этого бумага проходит через блок термозакрепления для фиксации тонера, а фотобарабан очищается от остатков тонера и разряжается в узле очистки. Сегодня мы печать, в основу которой положена описанная выше технология, называем:

1) матричной; 2) струйной; 3) лазерной; 4) сублимационной.

9. Фрагмент программы вида:

k:=1;

while k<100 do k:=k+2;

write (k);

выведет значение k, равное:

1) 99;                                     3) 128;

2) 100;                        4) 49950.

10. Фрагмент программы вида:

k:=1;

s:=x[1];

for i:=1 to n do

if s<x[i] then

begin

s:=x[i];

k:=i

end;

writeln(k);

выведет на экран значение переменной k, равное…

1) максимальному элементу массива чисел х[1], х[2],…, х[n].

2) сумме элементов х[1], х[2],…, х[n] меньших, чем х[1]

3) индексу максимального элемента ряда х[1], х[2],…, х[n].

4) индексу минимального элемента ряда х[1], х[2],…, х[n].

11. Школьник решил купить себе компьютер. Для этого он в летнее время (на три месяца) устроился в магазин работать мерченда́йзером с зарплатой 8 тысяч рублей. Тратил на карманные расходы 1500 рублей ежемесячно. Сколько денег должны школьнику добавить родители, если он хочет купить ноутбук за 25 694 рубля.

1) 9194 рубля; 2) 1694 рубля; 3) 3694 рубля; 4) 6194 рубля.

свернуть

Непрерывная олимпиада по рус. языку

1 тур


Скачать

 

2 тур


Скачать

 

3 тур


Скачать

 

4 тур


Скачать

свернуть

Непрерывная олимпиада по бел. языку

5 клас

І.Ці ёсць розніца ў значэнні слоў, аб'яднаных парамі:

Каралі-каралі, сталы-сталы, мука-мука, туга-туга,краты-краты, сказаў-сказаў.

2.Уякіх радах колькасць гукаў і літар супадае:

а) пісаць, збіраць, Ніна, урок, мала; б)рысь, ем, лью, біць, Юлія; в)сам, герой, мама, вожык, снег; г)лісце, дарога, стол, сякера, поспех?

З.Уякіх радах у словах правільна падкрэслены слабыя пазіцыі зычных гукаў:

а)ножка, лыжка, грыб, легка, рыбка; б)сцежка, рэдка, дошка, эшалон, сакрэт; в)дужка, дзядзька, просьба, касьба, малацьба?

4.Уякіх радах у словах правільна падкрэслены моцныя пазіцыі галосных:

а)вясна, птушкі, шнуры, загаловак, людзі; б)тэлефон, траскучы, дажджы, разведчыкі, карміцца; в)мужык, галінак, позна, вывучыць, марозіць?

5. Правільна ці памылкова падзелены словы на склады :

да-ра-га-я, вя-сё-лы-мі, па-са-дзі-це, я-ма, ва-біць,кала-сы, бія-ло-гія, с-ын-ы, чыс-та-му, лю-дзям, бе-ла-рус-кі-я, тра-вя-ніс-ты?

6. Як вызначаецца род , лік склон прыметнікаў;

а)род , лік, склон у прыметнікаў не вызначаецца;

б)      вызначаецца па назоўніку;
в)вызначаецца па займенніку;

г)вызначаецца па дзяслову;

7. У якім радзе (радах) назоўнікі ўжыты ў патрэбным склоне:

а) Р. Скл: бацькі, жыцця, героя, брата, чароту; б)Д скл: хаце , кветцы, вёсцы, краіне, збажыне;

в)  Т скл: сталом, клеем, братам, жыццём, вёскай;

г)  М скл: (у) доме, (на) клеі, (пры) сябру,(пры) герою, (аб) вожыку?

8. Правільна ці памылкова падабраны займеннікі да дзеясловаў:

бачыў яго, вітаўся з ім, чуў пра яго, прынёс яму, еў з ім , напісаў яму, кінуў для яго?

9. Уякім радзе (радах) правільна вызначана спрэжэнне дзеясловаў:

а)іду(1),ехаў(1) напішу(І), чытаць(І), шые(1); б)рабіў(2), любіць(2), паіў(2), віселі(2), пасаджу(2); в) дараць(2), сціраў(2), крычалі(І), плыў(1), несці(2)?

10.  Як называюцца нязменныя словы, якія не маюць канчаткаў і адказваюць
на пытанні як? Дзе? Куды? Адкуль?

  1. назоўнікі; Б) прыметнікі;
  2. дзеясловы; Г) прыслоўі; Д) займеннікі?

11.  У якім радзе (радах) да дзеясловаў правільна падабраны прыслоўі:

а)  ісці хутка, есці памалу, чытаць абыякава, бяліць дрэнна, спісаць памылкова;

б) ісці дадому, бегчы уверх, павярнуць налева, з' ехаць убок, кінуць уніз;

в)  уставаць позна, паклікаць вечарам, убачыць днём, зашыць ноччу, запісаць
заутра?

12.  У якім радзе (радах) словы правільна разабраны па саставе:

а)  разведчыкі , дубок   , ляснік   , старэнькі;

б) узлесак , прысады , садзіка , бяскрайні;

в)  падбярозавік , лясок , дарогам , гарадскі?

13.  У якім радзе (радах) слоў адбылося чаргаванне е,ё/я:

а)зялёны, вясна, вялізны, мятла, зацвярдзелы;

б)  цяжкаваты, погляд, цягнік, сеяць, веяць;

в)  вясковы, цяпло, ляснік, сняжок, цямнець?

 

14.  Правільна ці памылкова прыведзены словы, у якіх усе гукі перададзены "сваей" літарай:

рэха, мір, мова, вугал, музыка, дарога, газета, свет, дом, шлях, свята, красавмк, месяц?

15.  Як называюцца некалыгі сказаў, якія аб' яднаны паміж сабой па сэнсе і граматычна:

а)  тэма;

б) паведамленне;

в)  апавяданне;

г)тэкст;
д)верш.

16.  Пад якой літарай сказы можна лічыць тэкстамі:

А) Я іду ў лес. У доме, як заўсёды, шмат людзей. Там я збіраю спелыя яблыкі. Хораша ў нас у любую пару года!

Б) Дзеці пайшлі ў лес на экскурсію. Стаміліся ў дарозе. На зялёнай палянцы прыселі адпачыць.Сядзелі моўчкі і любаваліся прыгажосцю прыроды. В)Восень.Дзьме   вецер.Шумяць   высокія   хвоі.Нізка   над   лесам   плывуць хмары.Сыпле дробны дождж.

Г)Віця разгарнуў сшытак.Будаўнікі будавалі шматпавярховы дом.На вуліцы сыпаў дробны дождж. Мама зварыла вельмі смачны суп.

17.Якая часціна мовы абазначае назвы асоб, жывых істот, раслін, нежывых прадметаў, з'яў прыроды, назвы дзеянняў і прыметы:

а)прыслоўе; б)прыметнік; в)назоўнік; г)дзеяслоў?

18.У якіх радах словы правільна размеркаваны па родах:

а)ж. p.: вуліца, зямля, далонь, гусь, сталовая, важатая, каваліха, жырафа, туфля; б)м.р.: цэх, настрой, знаёмы, дзяжурны, ранены, слон, артыст, яблык, капыт; в)н.р.: дзіця, калоссе, зерне, марожанае, пірожнае, жыццё, жніво, брыво, качаня?

6 клас

Заданне 1.

Падкрэсліце словы, у якіх напісанне адрозніваецца ад вымаўлення.

Радасць, схема, перакладчык, касьба, на кладцы, смяешся, кветка, скінуць, крыж.

Заданне 2.

Запішыце на два словы з падоўжанымі зычнымі і па два - з падвоенымі.

ЗаданнеЗ.

Перакладзіце на беларускую мову.

Сладкое яблоко -Красная гвоздика — Примерное поведение -Зубная боль — Приятное воспоминание — Беззаботная юность -

Заданне 4.

Да іншамоўных слоў падбярыце беларускія адпаведнікі.

Дэфіс, мемуары, арфаграфія, антракт, орнамент, віраж.

Заданне 5.

Складзіце словазлучэнні са словамі ў прамым і пераносным значэнні. Востры, мяккі, цёплы.

Заданне 6.

Складзіце сказы са словам Беларусь у ролі зваротка, дзейніка, выказніка, дапаўнення, акалічнасці.

Заданне 7.

Запішыце некалысі фразеалагізмаў са словам нос

 Заданне 8.

Закончыце прыказку.

Хто дбае...

Нетагозавуць другом...

 Сем разоў адмерай.. .

Дорогая  тая  хатка...

Заданне 9.

Суаднясіце творы беларускіх пісьменнікаў з іх героямі.

Уладзімір Караткевіч. "Нямоглы бацька"                                                                Міколка

Міхась Лынькоў. "Васількі"                                                                                   Бурык

Уладзімір Караткевіч. "Былі ў мяне мядзведзі"                                                     Галіна, Васіль

Максім Танк. "Ля вогнішч начлежных"                                                                      Пятро, Гнат

7 клас

1.Пазначанымі ніжэй марфемамі (суфіксамі) прыдумайце і запішыце словы ўказанай часціны мовы:

-яш- (назоўнік)   ____________________________

-чат- (прыметнік)____________________________

-ачк- (займеннік) ___________________________

-ав- ( лічэбнік)    ____________________________

-ану-(дзеяслоў)_____________________________

2.Запішыце патрэбнае слова, каб атрымаліся « гукавыя прапорцыі»: дом : том = ... : пашыць бок : док = пакт .... пара : кара = пот : ... маса : мяса = ... : вяду забіраць : ... = зяць : сядзь джаз :час = ... : сыходзіць аддай : адтай == ззаду : ... грам : ... = борт : порт

 

З.Насупраць дзеясловаў, якія абазначаюць адпаведныя тыповыя гукі, запішыце назвы жывых істот ці прадметы, якія гэтыя гукі ўтвараюць :

1) выць - ... ;2) чырыкаць - ... ; 3) гагатацъ - ... ; 4) бляяць - ... ;

5) каркаць - ... ,6) журчаць - ... ; 7) стракатаць - ... ; 8) квахтаць - ... ;

9) мяўкаць - ... ; 10) кукарэкаць - ... .

4. Перакладзіце словазлучэнні на беларускую мову, каб дзеяслоў не паўтараўся: открыть дверь, открыть книгу, открыть глаза, открыть бутылку, открыть собрание

5.Утварыце і запішыце парадкавыя лічэбнікі:

1) пяць - ... ;2) шэсцьдзесят - ... ; 3)тысяча - ... ; 4)сто семдзесят дзевяць мільёнаў - ... ;5) адзін - ... ; 6) дваццаць пяць тысяч - ... ; 7) дзвесце - ... ; 8) дзевяцьсот дваццаць два (гады)

6. Рэпартаж пра спартыўныя спаборніцтвы ў газеце заканчваўся так : Асабліва паспяхова выступілі ... , ..., ... ( былі названы тры прозвішчы). Усе трое ўключаны ў састаў зборнай рэспублікі. Хто гэтыя спартсмены - мужчыны ці жанчыны? Растлумачце чаму?

7.Выпішыце пары, дзе другія словы ўтварыліся ад першых :

1)   перапісаць - перапіс ;

2)   вера - вернасць ;

3)   прыгожа - прыгожы ;

4)   настаўнічаць - настаўнік ;

5)   просьба - прасіць ;

6)   урадзіць - ураджай ;

7) казка - казачны ;

8)   чырвань - чырвоны ;

9)   бель - выбелены

8) Перакладзіце на беларускую мову звароты і формы ветлівасці:

Бабушки и дедушки, дяденьки и тетеньки! Простите , можно Вас спросить? Будьте добры, дайте мне вилку. Не забывайте нас. Я уверен, что мы будем плодотворно сотрудничать ! Идите осторожно, здесь высокие ступеньки.

8 КЛАС

1.  Устаўце ў прыказкі патрэбныя словы, якія з'яўляюцца назвамі
частак маўленчага апарату (Маўленчы апарат - сукупнасць органаў цела
чалавека, якіяўдзельнічаюцьу стварэннігукаў: язык, зубы, рот іг.д.)

а) Еш капусту з грыбамі, трымай..... за зубамі.

б) Міл жабе арэх, ды..... Бог не даў.

в) Чужы кусок дзярэ....

г) Сказанае слова да.... не вернеш.

д) ........ да Кіева давядзе

2. Адзначце словазлучэнні, у якіх часціцу -Не- трэба пісаць асобна:

а) аловак (не)завостраны;

б) вельмі (не)прыгожы учынак;

в) (не)давязаць рукавічкі;

г) (не)навідзець ворага;

д) нічуць (не)горшы;

е) крочылі (не)спяшаючыся;

3. Растлумачце лексічнае значэнне слоў:

а) карэянка-карэйка;

б) яшчар-яшчур;

в) маляр-муляр;

4. Знайдзіце фразеалагізмы у сказах, падкрэсліце іх адпаведным членам сказа:

а) Легкага хлеба не бывае.

б) Але ладны ўдаўся хлапчук, рос на лес гледзячы.

в) I раней здаралася, што бацька і маці давалі мне кухталя.

г) Сам кату па пяту, а распараджаецца.

д) Работа ў іх - курам на смех.

5. Зрабіце словаўтваральны аналіз слоў:

а) здаўна; б) штосьці; в) БДУ; г) пракашляцца; д) каласісты; е) адшторыць; ж) машкара.

6. Адзначце сказы з граматычнымі памылкамі:

а) Мае бацькі старэй за тваіх.

б) Дні позняй восенню значна карацейшыя.

в) У вазе стаяла адна прыгожая чырвоная гваздзіка.

г) Прыгожы запіс у кнізе наведвальнікаў музея быў зроблены зялёнымі
                чарніламі.

д) Гледзячы на ўраджайныя палі, сэрца радуецца.

7. Запішыце тэрміны, якія адпавядаюць наступным азначэнням:

а) Устойлівыя спалучэнні слоў, якія ўжываюцца як гатовыя моўныя адзінкі-…               

б) Новыя словы, якія ўзнікаюць тады, калі неабходна назваць прадметы, што нядаўна з'явіліся ў жыцці грамадства-.

в) Словы, якімі карыстаюцца жыхары пэўнай тэрыторыі-....

г) Яркія устойлівыя выслоўі з незакончанай думкай-....

д) Словы, якія маюць блізкае гучанне, але рознае лексічнае значэнне-..

8. Запоўніце табліцу.

Галоўныя героі

Назва твора

Жанр

Аўтар (прозвішча ці псеўданім)

1.        Мульцік, Ганна, Гастрыт

2.        Машэка, Наталька

3.        Пора-Леановіч,     Юрый Гораў

4.        Данік, пані Мар'я, пані Рузя

 

 

 

9. Да якога каляндарна-абрадавага цыклу (зімняга, веснавога, летняга, восеньскага) адносяцца святы Юр'я і Багач? Чамуяны прысеечаны?

9  клас

Заданне 1. Праскланяйце назоўнік, які абазначае чацвёрты дзень тыдня, пастаўце націскі ва ўсіх яго формах.

Заданне 2. Выпішыце словы, у якіх побач знаходзяцца два галосныя гукі.

Маёр, лаўрэат, аазіс, саюзнікі, каланіяльны, вераб'іны, рытуал, Клеапатра, піяніна, іанізацыя, баец, серыял, тэарэма.

Заданне 3. Запішыце 10 аднаскладовых назваў гарадоў і мястэчак Беларусі.

Заданне 4. Замяніце словазлучэнні аднаслоўнымі адпаведнікамі.

Вучань трэцяга класа - вучань чацвёртага класа - страфа з трох радкоў - тэрмін у дваццаць гадоў -прызначаны для дваіх -дыстанцыя ў сто метраў

Заданне 5. Выберыце патрэбныя прыметнікі, складзіце і запішьпде з прапанаванымі назоўнікамі

адпаведныя словазлучэнні:

1) каўнер (вавёрчьш, вавёркавы),                                            2) лыжы (Валодзевы, Валодзіны),

3) конь (заездны, заезджаны),                                                     4) майстэрства (пякарнае, пякарскае),

5) вышка (назіральная, назіральніцкая),    6)неба (зорчатае, зорнае).

Заданне 6. Узнавіце вядомыя фразеалагізмы. Укажьще іх значэнні:

1)  праметзеў ...,    2)гордзіеў                                                    3)фількава...,   4)аўгіевы..., 5)дзесятая вада на....

Заданне 7. Устаўце прапушчаныя канчаткі. Запішыце.

1. Тан... прапанавалі новую прац.... 2. На сустрэчы былі дватонк... адчувальн... паэт 3. Я ведаю інтэрнат толькі па аповед... сябровак. 4. Насупраць кожнага сказ... было напісана алоўк...: "Ёсць!" 5. Па дамафон... прыемны мужчынск... голас паведаміў, што па мяне прыехалі ад Белазеравай.

Заданне 8. 3 прапанаваных пар слоў выпішыце толькі тыя, якія зафіксаваны ў беларускамоўных слоўніках.

Бідон - бітон, пачтамт - паштамт, памочніца - памошчніца, груздзь - грузд, піджак - пінжак, роля - роль, дуброва - дубрава, візг - віск.

Задание 9. Устаўце, дзе трэба, прапушчаныя літары. Запішыце. Падкрэсліце дзейнікі.

1.      Наш горад упрыгож.. .вае плошча.

2.      Бульбу ядуць ва ўс.м с.веце.

3.      Бацька з сынам пры...шоў у школу.

4.      Лета змяняе ...осень.

5.  Трое з нас засталіся на ...озеры.

Задание 10. Адзначце правільныя сцвярджэнні:

1)гіпербала - шшасказанне, адна з форм мастацкага адлюстравання жьщця, калі абстрактнае паняцце або думка перадаюцца праз канкрэтны вобраз;

2)  байка - невялікі, часцей вершаваны, твор сатырычнага зместу з алегарычным сюжэтам і вывадам
(мараллю) у канцы або* значна радзей, у пачатку;

3)харэй - двухскладовая стапа ў сілаба-танічным вершаскладанні, у якой націск падае на першы склад;

4)да эпічных жанраў адносяцца раман, аповесць, апавяданне, навела, нарыс, фельетон;

5)лірыка - род мастацкай літаратуры, у якім жыццё паказваецца галоўным чьшам праз узаемаадносiны памiж характарамi , iх барацьбу, праз дзеянне. У адрозненне ад iншых родау у лiрыцы паказ жыцця будуецца на дыялогах i маналогах;

6) пралог – уступ да лiтаратурнага твора, у якiм пiсьменнiк знаёмiць чытача з задумай або з тымi з’явамi , якiя падштурхнулi яго да напiсання твора.

10 клас

Заданне 1. Спачатку запішыце ў транскрыпцыі гукі, якія могуць знаходзіцца ў абсалютным канцы слоў славянскага паходжання, потым гукі, якія на канцы такіх слоў знаходзіцца не могуць.

[6], [б'], [ў], [в], [в'], [3], [з'], [с], [с1], [м], [м'], [л], [л'],[н],[н'],[п],[п']

Заданне 2. 3 прапанаванымі ў дужках словамі (купалаўскі, чорны, палац, клецкі) прыдумайце І запішыце па два сказы, дзе гэтыя словы ў адным выпадку пішуцца з вялікай літары, а ў другім - з малой. Словы павінны знаходзіцца ў сярэдзіне сказа.

Заданне 3. Выпішыце словы, якія маюць аднолькавую марфемную будову.

Берагчы, беражок, белы, горача, годнасць, далека, несці, укалацца, лімон, узяць, планаваць.

Заданне 4. Запішыце парамі назоўнікі, якія абазна чаюць дні тыдня, і ўтвораныя ад іх прыметнікі.

Заданн 5. Выпраўце лексічныя памьшкі, звязаныя з недакладным выбарам сінонімаў. Запішыце правільныя варыянты.

1. Абодва падсудныя былі бледныя: доўгая дысла-кацыя ў асірозе да суда налажьша на іх свой адбітак. 2. "Я магу дапамагчы прынесці вам, Марыя Антонаў-на, кнігі з бібліятэкі", - плявузгнуў Віця, самы высокі вучань у класе. 3. Лядашчая кампанія і добрага звя-дзе. 4. На кожным уроку даставаў Янка свой ножык і мянташыў аловак.

Заданне 6. Замяніце сказы, словазлучэнні, словы, змешчаныя ў дужках, адпаведнымі фразеалагізмамі. Запішыце.

1. Аказалася ж, што ён вярнуўся жывы і здаровы і (ні аб чым не турбуецщ). 2. Гаспадыня маўкліва згаджаецца, здагадаўшыся, што пані Даміцэля (рас-казвае неверагоднае, маніць). 3. У кожнага, нагоўна, знойдзецца шэраг пытанняў, якія ён прадумаў і вы-рашыў, шэраг вобразаў, якія (чакаюць свайго адлюс-травання ў мастацкім творы). 4. Для пачатку неаб-ходна высветліць: мясцовыя гэта людзі або (чужыя, нетутэйшыя). 5. Не блукай па няродных прасторах, (сімвал шчасця; тое, што ўвасааіше для каго-н. най-вышэйшае шчасце) там не шукай, зразумей, нават змучаны горам, што яна - гэта родны наш край.

Заданне 7. Вызначце род назоўнікаў. Дапішыце адпаведныя канчаткі прыметнікаў.

1)Спел... кальрабі; 2) гасцінн... Таронта;

3) цікав... папуры; 4) баваўнян... джэрсі;

5) керамічн... кашпо; 6) калмат... грызлі;

7) маладзеньк... фрэйлін; 8)прыгож... самбрэра.

 Заданне 8. Перакладзіце сказы на беларускую мову. Запішыце.

1. Серёжа с Витей сделали эту работу вдвоем. 2. Коля с Аней вымыли окна вдвоем. 3. Мать и ба­бушка пришли из леса вдвоем.

Заданне 9. 3 прапанаваных спалучэнняў слоў выпішыце словазлучэнні. Вызначце від сувязі.

Няхай працугоць; пяцёра сяброў; будзем спа-дзявацца; вельмі прыгожы; загадчык кафедры; самы прыгожы; на працягу тыдня; учарашні дзень; вокны пафарбаваны; хтосьці з нас; больш важны; запрасілі выступіць.

Заданне 10. Запішыце прозвішчы паплечнікаў Кастуся Каліноўскага, з якімі ён пачаў выдаваць "Мужыцкую праўду".

Янка Купала, Іван Насовіч, Валерый Урублеўскі, Якуб Колас, Францішак Багушэвіч, Фелікс Ражанскі, Зыгмунт Серакоўскі, Максім Багдановіч.

11 клас

1.  Выпішыце словы, у якіх адбываецца падаўжэнне зычных.

Максімальная колькасць балаў—4; 0,5 бала за кожны правільны адказ. Паўгод..зе, дзевяц..ю, камен..е, тэр..ыторыя, Ган..а, ал..ея, суф..ікс, Ул..яна, тэн..іс, кал..іграфія, бал..ада, Палес..е, ат..эстат, ас.іміляцыя, ад..ацца, камен..ы, рун..ю, аповесц..ю, сувяз..ю, раз..лавац..а, ноч..у.

2.       Прывядзіце пары слоў(5 прыкладаў), у якіх націск служыць для адрознення граматычнага
значэння.

3.       Укажыце, якія магчымасці дае неадкладнае ўпарадкаванне правапісу, адлютраванае ў Законе
Рэспублікі Беларусь " Аб Правшах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі".

4.       Прачытайце і напішыце, як звязана апісанне мяцеліцы з гукавым складам слоў, якія выкарыстаў
пісьменнік. Якія зычныя гукі найчасцей паўтараюцца іяк называецца такі прыём паўтарэння
гукаў?

Вецер дзьме ў рэчышчы. Калышацца змёрзлае шчацінне кустоў, атрасаючы з сябе снег. Шалясціць мяцеліца над полем. Падвывае вецер у кустах. Эдуард Самуйлёнак

5.       Запішыце прапанаваныя назоўнікі па-беларуску (згодна з новым Законам Рэспублікі Беларусь " Аб
Правілах беларускай арфаграфіі і пунктуацыі").

Миоры, Альбион, Кордильеры, Йемен, Бокачио, Майоров, Сан-Антонио, Гийом, Иерусалим, Эфиопия, Йельский, Иерихон, Великобритания, Иордания, Майами, Онтарио, Уолтер, Йеллоустон, Фейербах, Сантьяго, Нью-Йорк, Кармен, Шрёдер, Диснейленд, Ниагара.

6.         Праназірайце за групамі слоў. Дакажыце мнагазначнасць суфікса -нік :

  1. работнік, аднакласнік, пяцёрачнік, намеснік, прапаведнік, будаўнік, садоў/нік;
  2. падлюстэрнік, ашыйнік, падсвечнік, падрамнік, каласнік, падшыпнік, супнік, наморднік, сметнік;
  3. цялятнік, парасятнік, кароўнік, свінар/нік, курат/нік;
  4. папаратнік, ракітнік, асіннік, алешнік, бярэзнік;
  5. акучнік, напільнік.

7. Выберыце з прапанаваных форм слова тую, якая адпавядае нормам граматыкі беларускай мовы.

Галоўны, галоўная) ўрач Ганна Пятроўна ( падпісаў, падпісала) ( Пецю, Пеці) пропуск.

Штаб фронту мы адшукалі пад (Магілёвам, Магілёвым).

Ляснічы без дроў зімуе. Недацёпа ( такая, такі),ці што?

Хвойнічак, заўсёды юны, па ( схілах, схілам)сцелецца, як дым.

8. Выпішыце словазлучэнні з формамі дзеепрыметнікаў, якія не адпавядаюць нормам беларускай мовы, выпраўляючы недахопы.

  1. працягваемая гутарка;                                                        7) уважліва слухаючы сын;
  2. уцалелы кавалак лесу;                                                        8) змолатае зерне;
  3. парослыя мохам купіны                                                    9) заінетыя дрэвы;
  4. зачырванеўшаяся ад марозу дзяўчынка;                  10) заросшы травою ручай;
  5. засмажанны кавалак;                                                           11) асветляныя сонцам паляны;
  6. засыплены лісцем;                                                                12) куплены на ўласныя грошы.

9. Усе знакі прыпьшку паводле функцыі падзяляюцца на раздзяляльныя і выдзялялыіыя. Расстаўце знакі прыпьшку ў прапшшвшіым тэксце. Якія знакі прыпынку ў ім з 'яўляюцца раздзяляльнымі, а якія — выдзяляльнымі? Укажыце гэтаў дужках побач са знакам прыпынку.

свернуть

Непрерывная олимпиада по географии

Непрерывная олимпиада.  9 класс.

  1. Назовите азиатско-европейские государства.
  1.  Какой город расположен в двух частях света? Какой пролив разделяет его? Как ещё назывался город?
  1. Какая точка Евразии расположена дольше всех от океанов?
  1. Где находится географический центр Азии?
  1.  Где находится «полюс холода» северного полушария? Как он называется? Причины его образования.
  1. Две  европейские страны имеют два названия. Назовите их.
  1.  Объясните термины: шхеры, фьорды, «бараньи лбы», польдеры.
  1.  Горы расположены в  субтропическом поясе, являются границей двух крупных государств Европы.
  1. Какие государства  Евразии граничат с девятью другими?
  1. Определите государство. Жизнь значительной части населения этого самого северного в зарубежной Европе государства связано с морем. Только море соединяло в прошлом веке отдельные пункты его побережья. Опережая все страны зарубежной Европы по запасам гидроэнергии, государство занимает первое место в мире по производству энергии  на душу населения. Большое значение для хозяйства имеет открытие нефтегазовых месторождений в море, омывающем его берега. Страна занимает одно из ведущих мест в мире по производству алюминия, никеля, ферросплавов, кобольта.

Непрерывная олимпиада. 10 класс.

  1. Большинство электростанций нашей республики - тепловые.   Наряду с ними работает 21 гидроэлектростанция. Назовите две крупнейшие из них. На каких реках они построены?  Какую ГЭС планируется ввести в строй в этом году? Как она называется и на какой реке строится?
  2. В каких городах Беларуси производят фанеру и спички?
  3. Бумажная промышленность Беларуси имеет своего «Спартака» и «Героя труда». Что это за названия?
  4.  В каких городах находятся предприятия самой сладкой промышленности?
  5. Напишите промышленные центры, в которых производятся

а) искусственные кожи;

б) хлопчатобумажные ткани

в) электролампы

г) ковры и плюш

д) стекловолокно

е) азотные удобрения

ж) витринное стекло

з) синтетическое волокно

и) лыжи

к) фосфорные удобрения

  1. Какую сельскохозяйственную культуру в Белоруссии называют «вторым хлебом». Почему она заслужила такое название?
  2. Назовите города Беларуси, которые имеют своих тёзок в России.
  3. У какого города есть «тёзка» во Франции?
  4. О каком городе Беларуси писал Виталий Вольский: «…целиком сохранил тот своеобразный колорит, который придает ему вид южного города.  По-прежнему он весь в зелени садов и скверов. Деревья на некоторых улицах переплетаются своими пышными кронами, что образует над мостовой высокую зелёную арку. Всё те же густые акации, словно в Одессе. И по вечерам всё так же ходят по улицам матросы с девушками. Та же прочная и гладкая каменная мостовая, рассчитанная на долгие годы. Всё те же древние стены, памятники средневековья. Уютные особняки, окружённые деревьями и цветочными клумбами, смотрят своими окнами на реку».
  5. Назовите самую низкую низменность Беларуси.

Непрерывная олимпиада. 11 класс.

  1. Почему из стран Ближнего Востока нефть везётся и вдоль Африки и через Суэцкий канал? Не выгоднее ли везти всю нефть через Суэцкий канал? Ведь такой путь транспортировки более короткий.

      2. В каком море самая большая протяжённость газопроводов?

  1. Отметьте страну, структура  электроэнергетики которой отличается от других стран. Южная Корея, Литва, Бельгия, Италия, Франция.
  1. В какой отрасли цветной металлургии размещение производства не изменилось?
  1. В чём заключается значение «зелёной революции»?
  1. Что такое фрахт, каботаж, грузоподъемность, воздушная трасса.
  1. Что такое «дешевые флаги»?
  1. Назовите самый длинный трубопровод.
  1. Какое государство Европы известно как фабрика меха?
  1. Самое туристическое государство Европы.
свернуть
поделиться в: