РУС БЕЛ ENG

Школьное питание

Предоставление питания

В учреждениях образования учащимся предоставляется горячее питание в учебные дни. К учебным дням относятся дни, в которые проводятся уроки по утвержденным учебным планам.

В целях сохранения здоровья детей и с учетом физиологических потребностей их в пищевых веществах и энергии Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа. В этой связи родители (иные законные представители) и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в учреждении образования учащиеся получали горячий завтрак или обед, а посещающие группы продленного дня – двух(трех)разовое питание в зависимости от длительности пребывания.

Меню

Питание в учреждениях образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов питания, с учетом сезонности (летне-осеннее, зимне-весеннее), разнообразия и сочетания пищевых продуктов, способов их кулинарной обработки.

На основании сформированных примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных и иных особенностей составляются дневные рационы питания (меню), единые для обучающихся, которым предусмотрено питание за счет бюджетных средств, а также за счет средств родителей или иных законных представителей.

При составлении меню одноименные блюда не включаются в течение двух дней подряд.

Диетическое питание

Для нуждающихся обучающихся в соответствии с рекомендациями специалистов органов и учреждений здравоохранения организовано лечебное (диетическое) питание.

Доставка продуктов питания и продовольственного сырья

Доставка пищевых продуктов и продовольственного сырья в учреждения образования осуществляется в соответствии с примерными двухнедельными рационами питания и имеющимися условиями их хранения (скоропортящихся продуктов - по кольцевому завозу).

Не допускаются факты закупки продуктов питания через посредников, а также дорогостоящих продуктов без учета специфики питания детей и ресурсных возможностей внутреннего рынка по обеспечению объектов питания учреждений образования равноценным отечественным продовольствием.

Право на бесплатное одно-, двух-, трехразовое питание в учреждениях общего среднего образования в зависимости от длительности пребывания в соответствии с учебным планом имеют школьники из малообеспеченных семей (семей, среднедушевой доход которых по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала), из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов, обучающиеся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, учебно-педагогических комплексах. Для получения такого питания необходимо подать заявление директору учреждения образования с приложением соответствующих документов, указанных в постановлении Совета Министров от 21 февраля 2005г. № 177. Остальные учащиеся V-XI классов получают питание за счет средств родителей.

По вопросам организации питания, в том числе предоставления питания различным категориям обучающихся, можно обращаться в совет по питанию, созданный в учреждении, администрацию учреждения образования.

свернуть

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ по организации питания 2023/2024 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Сроки проведения

Август

1.

Сбор документов «О предоставлении бесплатного питания учащимся школы»

В течение месяца

2.

Выборы Совета по питанию

25-30

3.

Корректировка и утверждение плана работы Совета по питанию

25-30

4.

Инструктивно-методическое совещание (далее – ИМС) с классными руководителями об организации питания с учащимися

28-30

5.

Издание приказов:

Об организации питания в школе

О создании бракеражной комиссии

О создании комиссии по организации бесплатного питания учащихся

Об обеспечении бесплатным питанием

30

6.

Расчет количества мест исходя из общей численности учащихся из расчета не более четырех посадок

25-30

7.

Утверждение графиков питания и рассадки учащихся в столовой

25-30

8.

Заседание совета по питанию

3-четверг

Сентябрь

1. 

Формирование папки и проработка с заинтересованными нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, Санитарных правил и норм, других положений и документов, регламентирующих организацию питания школьников .

1-10

2. 

Уточнение списков учащихся, нуждающихся в диетическом питании

1-10

3. 

Утверждение графиков дежурства учителей, учащихся, администрации, функциональных обязанностей дежурных по столовой.

до 5

4. 

Утверждение плана работы Совета по питанию.

до 5

5. 

Проведение  родительских собраний «Обеспечение учащихся горячим

питанием – залог здоровья и успешной учебы»

По графику воспитательной работы

6. 

Обеспечение бесплатного питания 

В течение месяца

7. 

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся

Ежедневно

8. 

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

9. 

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

10. 

Заседание совета по питанию 

3-четверг

Октябрь

1.

Анализ работы по организации питания (отчет  в управление по образованию)

до 5

2.

Обеспечение бесплатным питанием

В течение месяца

3.

Ежедневный мониторинг охвата горячим питанием учащихся, соблюдения санэпидрежима на пищеблоке, при раздаче пищи, проведение бракеража и др.

Ежедневно

Дежурные учителя, члены бракеражной комиссии

4.

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

5.

Совещание при директоре «Первичный анализ организации питания в школе»

ВШК

6.

Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

7.

Заседание совета по питанию с обсуждением результатов и принятие решений по устранению нарушений.

3-четверг

 

Ноябрь

1.

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2.

Оценка обеспечения учащихся бесплатным питанием

В течение месяца

3.

Ежедневный мониторинг охвата горячим питанием учащихся

Ежедневно

4.

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

5.

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

6.

Заседание совета по питанию

3-четверг

Декабрь

1. 

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2. 

Обеспечение бесплатным питанием

В течение месяца

3. 

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся, изучение потоков учащихся за получением буфетной продукции. Оценка мотивации учащихся на приобретение полезной продукции (молочной, соков, овощей, фруктов и др).

В течение месяца

4. 

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Ежедневно

5. 

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

6. 

Заседание Совета по питанию

3-четверг

Январь

1.

Анализ работы по организации питания (отчет вуправление по образованию)

до 5

2.

Утверждение графиков дежурства учителей, учащихся, администрации

До 10

3.

Анализ обеспечения бесплатным питанием

В течение месяца

4.

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся

Ежедневно

5.

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

6.

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

7.

Заседание совета по питанию

3-четверг

Февраль

1.

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2.

Обеспечение бесплатным питанием

В течение месяца

3.

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся

Ежедневно

4.

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

5.

Заседание совета по питанию

3-четверг

6.

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

Март

1. 

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2. 

Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам организации питания

В течение месяца

3. 

Обеспечение бесплатным питанием

В течение месяца

4. 

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся

Ежедневно

5. 

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

6. 

Вопрос на педсовете: «Анализ работы учреждения образования по организации питания» с оценкой работы классных руководителей, учителей-предметников по привитию навыков здорового питания.

ВШК

7. 

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

8. 

Заседание совета по питанию

3-четверг

 

Апрель

1.

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2.

Обеспечение бесплатным питанием

В течение месяца

3.

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся, организация диетического питания

Ежедневно

4.

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

5

Заседание совета по питанию

3-четверг

6.

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

Май

1. 

Анализ работы по организации питания (отчет в управление по образованию)

до 5

2. 

Заседание совета по питанию

3-четверг

3. 

Ежедневный мониторинг охвата питанием учащихся

Ежедневно

4. 

Организация контроля за денежными потоками охвата питанием учащихся за месяц

Последний день месяца

5. 

 Рейдовая проверка санитарного состояния пищеблока и буфета для постоянного контроля и принятия мер по недопущению нарушений

В соответствии с планом

6. 

 Анализ работы за год по организации питания

 Последний день месяца

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о совете по контролю за организацией питания

I. Общие положения

1.1.  Совет по питанию является общественным органом, который возглавляет и ко­ординирует все направления по организации питания учащихся.

1.2.  Совет по питанию собирается в соответствии с планом работы и по мере не­обходимости.

1.3.  Состав совета на каждый учебный год до 1 сентября утверждается приказом директора школы.

1.4.  Совет состоит из 5 и более нечётное количество человек и входят: ответственное лицо за питание (зам. директора школы), представитель профсоюзного комитета, представитель родительского комитета, медицинский работник.

Возглавляет данный совет председатель - директор школы.

1.5.  Непосредственное руководство Советом осуществляет заместитель директора по воспитательной работе.

II. Цели и задачи работы Совета

2.1.  Основная цель работы Совета по питанию - создание условий, обеспечиваю­щих полноценное питание учащихся, как основного фактора охраны их здоро­вья.

2.2.  Практическими задачами работы Совета являются:

-  соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил организации питания,

-  воспитание у детей потребности в заботе о правильном режиме и сбалансированности своего питания,

-  формирование навыков культуры питания,

-  поиск новых форм организации питания учащихся и увеличение охвата учащихся горячим питанием,

-  развитие материальной базы столовой.

III. Основные направления работы

3.1 Разработка и составление плана работы на учебный год с учетом анализа имеющихся проблем и перспективы совершенствования вопросов питания учащихся.

3.2.  Проведение (не реже 2 раз в месяц) заседаний Совета для рассмотрения за­планированных вопросов и решения возникших проблем с приглашением от­ветственных лиц и специалистов.

3.3.  Установление режима работы столовой, разработка графиков приема пищи ка­ждым классом и группой, согласование их с заведующим производством и представление на утверждение директору.

3.4.  Определение вместе с администрацией графика дежурства учащихся по столо­вой.

3.5.  Внесение предложений по обеспечению учащихся из малообеспеченных, мно­годетных, неблагополучных семей бесплатным и льготным питанием.

3.6.  Обеспечение диетическим питанием детей, имеющих медицинские показания.

3.7.  Организация работы среди учащихся и родителей по увеличению охвата горя­чим питанием учащихся.

3.8.  Проведение разъяснительной работы по пропаганде здорового образа жизни, по воспитанию культуры питания среди учащихся и родителей, рациональных основ питания, привлекая к этой работе специалистов.

3.9.  Проведение анкетирования среди учащихся и их родителей по изучению спро­са на горячее питание, буфетную продукцию, рассмотрение и принятие их предложений по улучшению качества пита­ния.

3.10.   Организация наглядной агитации по выработке навыков культуры питания и здорового образа жизни.

3.11.   Содействие внедрению прогрессивных форм обслуживания в столовой.

3.12.   Проведение смотров - конкурсов, рейдовых проверок организации и качества питания учащихся.

3.13.   Осуществление контроля соблюдения учащимися графика посещения столовой, выполнения дежурными функциональных обязанностей в ходе дежурства в столовой, качество ведения документации.

3.14.    Обеспечение контроля соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил на всех этапах процесса организации питания учащихся.

3.15.    Внесение предложений по развитию материальной базы столовой.

3.16.    Заслушивание итогов работы ответственных за совершенствование процесса организации и качества питания учащихся и внесение предложений по поощрению за достижение высоких результатов.

3.17.    Анализ выполнения норм питания проводится и регулируется каждые 10 дней медицинским работником и шеф-поваром. Ежемесячно, до 5 числа, следующего за отчётным, проводится анализ выполнения норм питания и данные предоставляются в отдел образования.

3.18.    Контрольные функции совета по контролю за организацией питания реализуется в следующих направлениях:

1.  Контроль за организацией рационального питания. Обращается внимание на охват питанием, дифференциацию питания по возрастным группам, физиологическую полноценность рационов, учёт нуждающихся в диетическом питании и другие вопросы.

2. Контроль работы пищеблока. Контролируется организация работы, ведение документации, санитарное состояние пищеблока, режим мытья посуды, наличие необходимого инвентаря, посуды, моющих и дезинфицирующих средств. Рабочее состояние холодильного и технологического оборудования, своевременная поверка весового оборудования с  последующим пломбированием его и наличие заключительного акта. Соблюдение личной  гигиены работниками пищеблока.

3.          Контроль за организацией снабжения пищеблоков. Контролируется наличие договоров, на предприятия, организующих питание, на прямую поставку мясомолочной продукции и хлебобулочных изделий, в целях удешевления питания. На пищеблоках контролируется своевременность подачи заявок, согласно перспективному меню и их удовлетворение.

4.    Контроль за качеством продуктов, условиями их хранения и сроками реализации. Контролируется соответствие качества продуктов, т. е наличие документов, удостоверяющих качество продуктов с указанием даты выработки, сорта или категории, срока реализации, пищевой ценности. В товаротранспортных накладных наличие сведений о содержании в продуктах радионуклидов, а в овощах и фруктах — о содержании нитратов. Соблюдение условий хранения, сроков годности продуктов и товарного соседства.

5.          Контроль за вложением продуктов при приготовлении пищи и выходом блюд. Осуществляется проверка закладки продуктов и выход готового блюда или изделия в соответствии с меню и технологической картой. Контроль раздачи пищи, наличие контрольной порции.

6.    Контроль за технологией приготовления пищи. Определяется соблюдение ключевых технологических операций, выдерживается ли температурный режим, продолжительность тепловой обработки, проходит ли сырьё требуемую технологическую обработку и т.д.

7.          Контроль за доброкачественностью пищи. Данный контроль осуществляется на всех стадиях её приготовления и заканчивается снятием проб. Контроль осуществляется на основе органолептического анализа отпускаемых на реализацию блюд. Соблюдение температурного режима подачи готовых блюд. Соблюдение графика приёма пищи детьми и учащейся молодёжи.

8.          Контроль за соблюдением перспективного меню, разнообразие блюд по дням недели.

IV. Ведение документации

Совет по питанию ведет следующую документацию:

план работы Совета на учебный год;

протоколы заседаний Совета;

отчет о работе Совета с анализом состояния организации и качества питания учащихся школы и предложениями по их улучшению;

акты по проверке организации питания;

графики по организации процесса питания и контроля за ними;

материалы контроля за денежными потоками и мониторинга охвата питанием учащихся за месяц;

методические разработки, памятки и рекомендации для педагогов, учащихся и родителей.

свернуть

ПОЛОЖЕНИЕ о бракеражной комиссии

I. Создание комиссии.

  1. Бракеражная комиссия создаётся на основании приказа директора школы согласно нормативным документам, приказам и рекомендациям

Министерства образования Республики Беларусь.

  2. В состав комиссии входят председатель комиссии - представитель администрации, медработник, заведующий производством, представитель родительского комитета.
  3. Состав комиссии обновляется ежегодно на 01 сентября.

II. Права и обязанности.

  1. Члены комиссии имеют право:

1.1. Присутствовать при разделе блюд, производить контрольное взвешивание блюд.

1.2. Контролировать сроки хранения готовых блюд.

  2. Члены комиссии обязаны:

2.1. Ежедневно снимать пробу пищи с отображением фактического выхода по каждому блюду, с обязательной росписью всех членов напротив каждого блюда.

2.2. При отсутствии членов комиссии обязанности выполняют лица, их заменяющие.

2.3. Ежедневный бракераж пищи комиссия осуществляет в рамках рекомендаций по проверке пищи в школьной столовой.

  3. Контроль за работой комиссии:

3.1. Контроль за работой бракеражной комиссии осуществляет совет по контролю за организацией питания.

3.2. Управленческое решение в случае необходимости принимает директор школы на основании производственно записки ответственного за организацией питания.

свернуть

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

 

Хорошее здоровье – показатель качества жизни современного человека. Характер питания является важнейшим фактором, определяющим здоровье человека.

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

1. Употребляйте разнообразную пищу из всех групп продуктов каждый день.
Современной науке о питании известны 45 незаменимых пищевых веществ, которые в разных количествах содержатся в пищевых продуктах. Каждая группа пищевых продуктов в отдельности содержит свой набор необходимых пищевых веществ и определенное количество энергии.
Комбинация продуктов дает полный набор необходимых пищевых веществ.

2.  Нет пищи абсолютно «плохой» или абсолютно «хорошей».
Плохим или хорошим бывает тот набор продуктов и способы его приготовления, которые человек выбирает и потребляет. Только при потреблении каждый день пищевых продуктов из всех групп представляется возможным получить с пищей все необходимые пищевые вещества и достаточное количество энергии.

3.  Сбалансированность и умеренность.
Разные виды продуктов желательно употреблять в умеренных количествах, которые равны определенным порциям.
Осуществление принципов сбалансированности и умеренности не возможно без соблюдения режима питания. Наиболее физиологически обоснованным следует считать как минимум 4-хразовый прием пищи в течение дня. Обязательно завтракайте. Помните! Отсутствие завтрака сказывается на способности к обучению.

4.  Употребляйте больше продуктов, богатых клетчаткой (овощи, фрукты, хлеб и другие зерновые продукты, крупы).
Потребление растительной пищи обеспечивает организм сложными углеводами и пищевыми волокнами, витаминами, минеральными веществами. Следует только ограничивать добавление масла и чистого сахара в приготовляемые из растительных продуктов блюда (салаты, каши, бутерброды). 

5.  Ограничивайте потребление жира.
Выбирайте продукты с низким содержанием жира. Употребляйте нежирные сорта мяса и птицы (говядина, телятина, курица без кожи, индейка, кролик, лосятина), рыбы (минтай, камбала, треска, судак, хек, щука, горбуша), низкожирные сорта молока и молочных продуктов (жирность 2,5%, 3,2%).

6.  Ограничивайте потребление поваренной соли.
Потребление соленой пищи вызывает повышение артериального давления. Поэтому снижение потребления соли до 5 г в сутки может быть одним из способов предупреждения гипертонии, которая возникает уже и в подростковом возрасте. Это сделать нетрудно:

  • умеренно солите пищу при ее приготовлении;
  • не досаливайте пищу на столе во время еды;
  • ограничивайте употребление соленых овощных или других консервов.

7.  Ограничивайте потребление чистого сахара.
Избыточное потребление чистого сахара способствует избыточному потреблению энергии и перееданию, а также развитию кариеса. Основные источники сахара в питании: чистый столовый сахар, газированные напитки, конфеты и кондитерские изделия.

 

свернуть